Почему Саентологию называют сектой?
Саентологи говорят, что их "религия" не является сектой, поскольку этим термином обозначается группа, отколовшаяся от основной религиозной общины. Поскольку Саентология ни от чего не откалывалась и возникла с нуля, то сектой, по их мнению, она названа быть не может. Не будем здесь подробно останавливаться на том, что Саентология возникла вовсе не с нуля, т.к. содержит заимствования из психиатрии (инграммы), оккультных практик (саентологические "состояния", как инициации в надежде обрести сверхъестественные силы), буддизма (идея прошлых жизней) и христианства (человек - духовное существо, хорошее в своей основе, низпадшее в плотские интересы). Многие из этих идей, хотя и известны человечеству еще за несколько тысяч лет до рождения Хаббарда, были выданы им за его собственные открытия.
Озвученное выше определение секты является классическим, но, в то же время, безнадежно устаревшим. Современный мир знает множество сообществ, имеющих характерные сектантские черты без какой-либо видимой религиозности, хотя она порой присутствует и у них в неявной форме, как например, почитание Марка Хьюза и изобретенного им "продукта" в Гербалайфе. Эти сообщества бывают настолько причудливы и настолько калечат психику и внутренний мир человека, что дадут фору многим классическим сектам. Дело не в терминах, а в сути. Есть ряд организаций, деструктивно влияющих на человека и общество. По сложившейся традиции, на постсоветском пространстве их называют обобщающим термином "секты". В США, например, организации типа Саентологии называют культами (cults), но в русском языке слово "культ" имеет несколько иной смысл: почитание, поклонение. Таким образом, в современных условиях понятие секты давно вышло за рамки классического определения и нуждается в более точном.
Сегодня существуют различные типы сект: религиозные, коммерческие, оккультные, педагогические, экологические, психокульты, UFO-культы и прочии, но всех их объединяют характерные общие признаки. Комиссия по расследованию деятельности сект во Франции определила секты, как "группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Секты используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов". Если говорить о Саентологии, то она попадает сразу в несколько категорий: коммерческий, оккультный UFO-психокульт.
Стивен Хассен выделяет два основных признака сект - обман и контроль сознания. Все это присутствует в Саентологии. Обман в ней начинается с порога, при прохождении т.н. оксфордского теста, не имеющего никакого отношения к Оксфорду и результат которого всегда один: вам нужно записаться на наш курс. Саентологи заманивают к себе новичков под предлогом повышения интеллекта, общительности, уверенности в себе, способности зарабатывать больше денег, улучшения здоровья и т. д. Дианетика, с которой первоначально знакомят человека, представляется ему как точная наука, не смотря на то, что таковой ее считают только саентологи. Если бы новичку сразу сообщили, что ему придется аплодировать портрету Хаббарда - "величайшей личности в космосе", - крича "Спасибо, Сэр", что для прохождения "Моста к полной свободе" понадобится около 300 тыс. долларов или пожизненная работа, вернее, рабство за гроши в ЦС, что ему предстоит самоотверженно насаждать Саентологию не только на Земле, но и в других галактиках в течение следующего миллиарда лет, это было бы честно, но тогда человек предпочел повысить свою "общительность" каким-нибудь другим способом. Обман при вербовке и наличие скрытой информации, открываемой порциями - характерная черта тоталитарного культа и причина столь многочисленной критики в адрес ЦС.
Саентологию считают сектой не потому, что предметы ее веры напоминают фантастику 50-х и даже не потому, что "духовное" совершенствование в ней попросту покупается и мало зависит от личных качеств. Как сказала Марджери Викфилд, если человек хочет, чтобы его загипнотизировали, промыли мозги и забрали у него все деньги - это его право, но он должен знать наперед, что к нему все это будет применено. Саентологию относят к сектам по той причине, что при первом знакомстве все названное скрывается от будущего адепта. С помощью методов контроля сознания на "курсах общения" или других подобных, ему внушается полное доверие к трудам Хаббарда, устраняется критический подход, а уже затем, постепенно, раскрываются, "тайны" Саентологии, которые вначале вызвали бы усмешку. Например, чтобы узнать, во что верят саентологи на самом деле, нужно провести в секте 7-8 лет и потратить около 200 000 долларов.
Однако главная ложь Саентологии состоит в том, что она НЕ РАБОТАЕТ, т.е. не дает тех результатов, которые обещает. В основном "потрясающие успехи" саентологов сводятся к фразам из разряда "моя вселенная расширилась" и "я стал другим человеком". Чтобы понять неработоспособность Саентологии, достаточно взглянуть на ОТ 8, читающего речь по бумажке. Для тех, кто не в курсе: идеальная память обещается Саентологией еще на стадии "Клир", а состояние ОТ 8 находится гораздо дальше и подразумевает наличие феноменальных сверхспособностей, которые пока не продемонстрировал ни один саентолог. Т.е. ЦС торгует несуществующими сверхспособностями, держа их перед человеком, как морковку перед осликом.
Также характерными признаками сектантского сознания саентологов являются:
1) Запрет на знакомство с любыми критическими материалами. Наиболее наглядно это проявилось после выхода фильма "Наваждение". Саентологи в соцсетях наперебой обвиняли его в клевете, но, при просьбе назвать хотя бы три факта лжи из фильма, приходили в замешательство и не находили, что ответить. Это происходило потому, что самого фильма они не видели, т.к. им это строго запрещено, а что он "лживый" саентологам сообщили в организации, показав пару роликов-страшилок.
2) Отрицание любых фактов, критикующих саентологию и Хаббарда. Если саентологу начать цитировать экстремистские высказывания Хаббарда, ссылаться на бывших ОТ, знавших его, перечислять признаки тоталитарных сект, это не вызовет никакого положительного эффекта. В его глазах информация такого рода является "грязной пропагандой", "заказухой" и "религиозной нетерпимостью", а тот, кто ее распространяет - "лжецом", "продажным" и "подавляющей личностью". Любая критика отскакивает от сознания саентолога как от стенки.
3) Использование саентологами некорректных полемических приемов в диспутах с оппонентами, запугивание (я подам на вас в суд за разжигание религиозной ненависти) и прочее. При поверхностном взгляде, это может показаться мелочью, но, при внимательном рассмотрении, можно увидеть, что данный пункт служит характерным маркером на сектантство: за некорректной аргументацией саентологов скрываются некорректные, мягко говоря, действия и порождающая их философия. С саентологом практически невозможен нормальный диалог: он сразу скатится к переходу на личность и сведет все к тому, что, раз вы критикуете Саентологию, значит вы - лжец и подлец. Вообще, это основной способ отражения критики саентологами - дискредитация ее источника вместо ответа на аргументы. Хаббард считал, как и продолжают считать его последователи, что Саентологию могут критиковать только преступники. Остается лишь вывести их на чистую воду. Поэтому ЦС славится плотной работой со своими критиками, вплоть до обзвона школьных знакомых и найма частных детективов с целью расследования их "преступлений". Возвращаясь к некорректной аргументации можно заметить, что в Саентологии она является не просто признаком неумения вести диалог, а элементом, насаждаемым в головы адептов с целью уберечь их сознание от правдивой информации. Как только саентолог слышит критику в адрес организации или Хаббарда, в его голове мгновенно срабатывают ложные, противоречащие логике шаблоны, с помощью которых он отгораживается от любой неудобной информации. Если это слова несаентолога, то они обесцениваются на основании того, что он не применял Саентологию и не ощущал ее чудодейственности на практике. Если критика исходит от бывшего члена секты, то его слова также ничего не стоят, поскольку он является "отступником", покинувшем группу. К этим двум категориям можно добавить упоминавшихся выше "проплаченных" критиков, а также злодеев, мучающихся от зависти при виде чужих успехов - ПЛов. Получается, что Саентологию могут критиковать только действующие саентологи, которым запрещено даже думать в этом направлении (а если, все-таки, подумают, это будет выяснено на очередной "проверке безопасности" с аналогом детектора лжи). Общаясь с критиком Саентологии, адепт секты, будучи уверен, что говорит с преступником, вполне может выдать что-нибудь типа: "Какие преступления против Саентологии вы совершили?" или "сколько вам заплатили за распространение этих грязных сплетен"? Некорректная аргументация используется саентологами не только неосознанно, но и вполне намеренно, когда, желая отвести внимание от недостатков ЦС, они говорят: "А где вы об этом узнали? По телевизору? Ну разве можно верить всему, что говорят по телевизору". Поскольку у Саентологии, с точки зрения "воговского" закона и "воговской" этики, преступно не только прошлое и настоящее, но и сама ее суть, саентологи являются заложниками некорректной аргументации, как способа связей с общественностью.
4) Изменение нравственной шкалы. Саентология, в глазах саентолога - единственная ценность на планете, поэтому ВСЕ, что ведет к ее расширению - правильно. На саентологическом языке это называется "наибольшее благо для наибольшего числа динамик", исходя из чего можно оправдать даже убийство, если оно принесет пользу "группе". Конечно, любой саентолог скажет, что нехорошо обманывать или причинять вред другим, но только потому, что такой ответ следует дать "по градиенту" - еще одному саентологическому принципу, оправдывающему ложь, согласно которому "истину" нужно открывать не сразу, а порциями. Причем в конце эта "истина" может настолько видоизмениться, что ее будет не узнать: оказаться совершенно противоположной той, что озвучивалась вначале. Поэтому, к слову сказать, не стоит воспринимать всерьез рекламную литературу и официальные заявления саентологов сделанные для внешнего мира, поскольку они рассчитаны на "сырых" людей, сознание которых еще "не готово". Таким образом ложь, например, произнесенная ради "спасения Земли" - сбора денег, вербовки новых адептов, пиара и прочего - в глазах саентолога уже вовсе не ложь, а единственно правильное решение. Саентология известна рядом преступлений, таких как проникновение со взломом, незаконная слежка, кража правительственных документов, насильственное удержание людей, унижение личности - "помыть" пол в туалете языком в качестве наказания, - неоказание медицинской помощи, приведшее к смерти, покушение на жизнь. Самое страшное тут в том, что обычный вор или мошенник, часто понимает, что поступает плохо, а саентолог, совершающий то же самое, уверен, что творит величайшее добро, если это ради блага ЦС. Конечно, такими становятся не за один день и далеко не все: среди саентологов много порядочных, искренних людей, которые, видя происходящее вокруг, покидают секту или их выгоняют за несогласие с проводимой ЦС политикой. Здесь уместно задаться вопросом: на кого становится похожим образцовый, лояльный саентолог? Он становится похожим на Хаббарда, копируя, а точнее, замещая свои качества личности на его. Процесс клонирования "культовой личности" происходит во всех тоталитарных сектах. Как отметил Джозеф Сизар, "чтение саентологических учений - это то же самое, что впрыскивание в себя небольшой порции личности Хаббарда". А каким он был и в кого превращаются его ученики, можно понять из определения Лос-Анджелеского Калифорнийского Верховного суда от 1984 года: "Свидетельские показания дают нам ясное представление об этом человеке, который был патологическим лгуном в том, что касается его истории, биографии и достижений. Кроме того, документы и прочие письменные свидетельства отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против любого, кого он считает нелояльным или враждебным".
5) Осознание себя "элитой планеты", спасающей мир. Чувство своей избранности и то, что ты делаешь великое дело, искусственно культивируются руководством, наверное, каждой секты, поскольку являются частью механизма удержания и эксплуатации. Без них человек вряд ли захочет тратить на организацию свои время, деньги и силы. Словосочетание "элита планеты" взято из прайс-листа "AOSH Европы", в котором цены за курсы составляют десятки тысяч датских крон. В нем, в том числе, говорится: "Одиторы - это самые ценные существа на планете, когда саентолог обучается в "Академии", он поднимается по классам одитора и присоединяется к элите планеты Земля". В обращении к саентологам по поводу терактов 11 сентября 2001 г. Дэвид Мицкевич сказал: "Готовность сотрудников [...] еще раз подтверждает то, что мы уже знали: саентологи - это лучшие люди на Земле". Если сюда добавить атмосферу какого-нибудь космического телесериала, чувство окруженности врагами и необходимость сражаться с "подавляющими личностями" за целую планету, можно отчасти понять, какие чувства посещают саентологов и, преимущественно, штатных сотрудников. Ради такого, когда над всеми землянами нависла "нисходящая спираль", можно и потерпеть и даже как-то неловко думать о себе, о своих деньгах, почему их у тебя все время просят или почему так мало платят. Таким образом, саентологи ловят людей, в том числе, на тщеславии, одновременно эксплуатируя их благородные стремления сделать нечто доброе, помочь другим, забыв о своих интересах. Во что это превращается на практике видно из п. 4.
В отличие от традиционных религий, требующих от человека осознанный выбор, в сектах стараются затащить его внутрь как можно быстрее (например, обманом, через упоминаемый уже оксфордский тест), пока он не успел разобраться и опомниться. "Испытай это на деле, это работает". Но когда человек начинает игру по их правилам, он позволяет саентологической машине по контролю сознания вторгаться в свой внутренний мир и, незаметно для себя, меняет свое мировоззрение и ценности.
Эксперт-религиовед Евгений Волков, выделил основные аспекты, по которым Саентология может рассматриваться как группа, деструктивная в социальном и психологическом отношении:
1. Противостояние на глубоком психологическом и доктринальном уровне основному обществу и его общепризнанным ценностям (несмотря на постоянные заявления об обратном).
2. Своеобразный фантастический расизм: отнесение групп и организаций, не устраивающих саентологов, к "агентам враждебной инопланетной цивилизации", а самое главное, к тем, к кому Саентология отказывается применять даже видимость правил и норм цивилизованного, гуманного отношения.
3. Глубинная психолингвистическая дезориентация личности: замена обширных словарных пластов саентологическим "новоязом", принципиально не соотнесенным и не связанным с общепринятой научной или бытовой лексикой.
4. "Замыкание" личности на данной группе, что приводит к крайней степени зависимости в самовосприятии, поведении и мировоззрении от установок и интересов этой группы. Как пишет Роберт Пенни, основным продуктом, продаваемым Церковью Саентологии, является на самом деле всего лишь принадлежность к этой группе. В результате человек отказывается от самостоятельного и независимого отношения к окружающему миру, к реальности.
5. Практически тотальное замещение нормальной многогранной жизни личности "последовательным осуществлением технологии" при заведомо невыполнимых целях и недостижимых результатах.
6. Воинствующий антидемократизм. Резко отрицательное отношение Р. Хаббарда к демократии и любым формам демократического управления отчетливо выражено во многих его работах и руководящих письмах.
7. Инспирирование генерализованных фобий, т.е. внушение чувства враждебности и страха по отношению ко всем и ко всему, что хотя бы потенциально может не устраивать Саентологию и саентологов.
8. Агрессивно-тоталитарное разрушение всех связей и отношений адептов, не удовлетворяющих саентологическим "критериям".
9. Нерегламентированное, неподконтрольное и непрофессиональное применение различных психотехник и их модификаций без обеспечения прав и безопасности клиентов.
10. Масштабное и интенсивное использование обмана, дезинформации, запугивания, других методов психологического насилия.
11. Психология и идеология элитарного мессианства, дающего "право" на любые действия против своих противников и критиков, а также против любых лиц, учреждений, частных и государственных организаций, которые могут восприниматься Церковью Саентологии и ее руководителями в качестве своих противников. Другими словами, "цель оправдывает средства" - как руководящий принцип.
12.Замещение всего многообразия способов и средств освоения человеком мира раз и навсегда данными упрощенными установками, раз и навсегда данными ответами, не обоснованными ничем, кроме болезненных фантазий Р. Хаббарда.