На курсах секты Дианетики и Саентологии

В небольшой комнате находится 8 человек. Перед ними стоит женщина лет тридцати.

- Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Избавьтесь от всех предметов, которые могут вам помешать. Найдите пол. Вы уверены, что вы нашли пол? Я буду требовать от вас выполнения действий большое количество раз. Правой рукой дотроньтесь до кончика носа. Установите с ним контакт. Когда вы установите с ним контакт, кивните мне. Вы уверены, что это ваш нос? Разорвите контакт с носом, - разрыв контакта с носом примерно тридцать раз.

После манипуляций с носом предлагается потереть правый глаз, убедиться, что это и есть собственный глаз, установить с ним контакт, убедиться, что помутнело в глазах от десятикратного протирания, установить контакт с макушкой и т.д. После многократных "установок и разрывов контактов" женщина твердым приказным тоном приказывает всем встать. Вид у присутствующих отрешенный. По команде женщины они ходят и бегают по комнате, дотрагиваясь до различных предметов. Наконец управляемое движение заканчивается, и женщина продолжает свою игру в вопросы.

- Установите контакт с правой стеной. Пусть стена исчезнет. Стена исчезла?

Присутствующие уверенно кивают головами в знак согласия.

- Установите контакт с левой стеной (потолком, полом, всей комнатой в целом), - далее по аналогии.

Кивание в знак согласия поощряется громким "хорошо". На лицах присутствующих счастливые улыбки. Женщина, тоже улыбаясь, обходит присутствующих и вручает буклеты, все хором поют "Молитву полной свободе". После пения всем предлагается пройти в соседнюю комнату, чтобы выпить чашку "дорогого английского чая" с печеньем. Светло-желтая жидкость отдает чем-то специфическим, медицинским, но все присутствующие на вопрос "как вам чай?" одобрительно отзываются о его крепости, насыщенности и превосходном вкусе. И в самом деле, по всему телу как бы разливается бодрость, а по позвоночнику проходит теплая волна. Но беспокоит немного чувство тошноты. Параллельно раздаются книги духовного содержания, о лечении духа и тела, подкрепленные устно наставительными комментариями о необходимости их покупать, читать и реализовывать. А также раздаются приглашения на праздник, 20 июня 2002 года, в гостинице "Урал".

Из статьи Александра Линева
"Путешествие в фантастический мир"
(Полный текст)


"Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало тихо.

- Вы готовы к началу занятий?! - буквально заорал тот, что с бородкой.

-Да!!! - рявкнули в ответ присутствующие.

Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:

- Еще раз!.. Готовы?!

- Готовы!!! - ответил хор голосов, к которым невольно присоединился и я...

- Посмотрите на своего соседа!..- последовала новая команда. Глупо, конечно, но приходится подчиняться. ...

- Пожмите друг другу руки!..

... Еле вытерпел - честное слово!.. Ощущение такое, словно валяешь дурака в присутствии глазеющего народа. Кое-кто из "студентов" тоже ощущает себя неловко, но стараются сломать в себе остатки сопротивления, стараясь быть похожими на большинство..."

Мы не будем далее цитировать ход реального одитинга, но отметим, что и другие занятия начинались подобным образом.

Для подтверждения сказанного приведем второй фрагмент из рассказа об одитинге во второй день:

"Снова - приветствие супервайзера при закрытой двери в учебную аудиторию. На сей раз это была девушка, и она задала всем жару:

- Пожмите руки сразу трем соседям!.. Потрогайте сразу четыре предмета на столах!.. Громко поздоровайтесь друг с другом!"

Здесь мы видим то, что психологи называют разрывом стереотипа, психической дестабилизацией и роботизацией. Задача супервайзера "изменить состояние адресата, чтобы увеличить подверженность постороннему влиянию - как правило, дестабилизировать или повысить внушаемость: изолировать, обеспечить возможность влияния без помех, ...дождаться случая, когда адресат будет выглядеть неловко...". П.С Таранов отмечает, что "...самое лучшее из средств приведения психики людей в нужную для вас кондицию - потрясти или прервать нормальный ход событий". В другой своей работе он подчеркивает, что "неловкость и стыд, смешанные с невозможностью в этот миг что-либо уже изменить, подавляют активность и волю, наполняют человека ощущением обречённости, толкают его к согласию на любое подчинение".

Приведем третий фрагмент из рассказа нашего героя о первом дне одитинга:


"В конце занятия я уже смотрел на буклет со смесью замешательства и суеверного страха. ... Возникает впечатление, чтo вся творческая энергия создателей данной методической работы ушла на то, чтобы исключить всякую самостоятельность в подходе к рассмотрению книги Хаббарда, словно это и не книга вовсе, а нечто вроде священного писания, к которому нельзя ничего прибавить, в котором ничего нельзя упустить из виду".

Комментарии, как говорится, здесь излишни.

------


"Я была настроена искренне, но все время чувствовала обман. Меня заставляли вспоминать ключевые фразы в момент несчастий, якобы запрограммировавшие меня на ошибки и неудачи всей последующей жизни. Я их просто не помнила, называла предположительные, случайно слепилась фраза, из которой они сделали вывод, что в детстве меня подавляла мама, хотя это не так, и заставили меня повторить ее 100 раз. По их плану я должна была рассмеяться, и я рассмеялась. Но это был смех над Дианетикой".

Необходимо отметить, что в данном случае мы наблюдаем прямое внушение, направленное на негативное восприятие матери и формирующее негативное отношение к ней. Следующим шагом будет разрыв отношений с матерью и физическая изоляция от нее. Это очень опасно, так как человек лишается, в первую очередь, эмоциональной поддержки близкого. И если бы девушка не контролировала себя, то так все могло и произойти.


Подготовлено по фрагментам статьи:
А.А.Скородумов
"Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге"