Секта Дианетика и Саентология

Заключения и экспертные оценки Дианетики и Саентологии

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ
Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения
Заключение комплексной медицинской экспертизы по Гуманитарному центру Хаббарда
Рецензия Эриха Фромма на книгу "Дианетика"
Профессор Йоханнес Огорд, президент "Международного Диалог-центра"
Оценка деятельности Саентологии эксперта-религиоведа Е. Н. Волкова
Леонид Левит о Дианетике и Саентологии

См.Также:
Ксерокопии заключений экспертных комиссий о Дианетике и Саентологии в Казахстане.


ПРИКАЗ
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. №254 “Об отмене “Методических рекомендаций “Программа детоксикации”

В целях приведения нормативной базы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством приказываю:

1. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилактические и образовательные, считать утратившими силу утвержденные 5 августа 1994 года заместителем министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации В.К.Агаповым “Методические рекомендации “Программа детоксикации”.

Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов Саентологии и Дианетики в практике здравоохранения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр А.Д.Царегородцев




ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. №254 “Об отмене “Методических рекомендаций “Программа детоксикации”

(печатается в сокращении)

Приказ отменяет утвержденные 5 августа 1994 года заместителем министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации В.К.Агаповым “Методические рекомендации “Программа детоксикации”. Указанный документ был подписан без соблюдения норм действующего законодательства и, в частности, статьи 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Приказ запрещает использование в практике здравоохранения метода детоксикации, иных вытекающих из учения Л.Р.Хаббарда методов Саентологии, Дианетики. Указанная мера обусловлена тем, что методологии, претендующие на медицинскую ценность, не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешения на применение. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л.Р.Хаббарда на организм человека и его психику. В мировой научной литературе и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, случаи тяжелого психического расстройства, доходящего до суицида.

Известно, что автор технологий Л.Р.Хаббард не является врачом, не имел не только медицинского, но и вообще высшего образования. Сам Л.Р.Хаббард не был человеком со вполне здоровой психикой. Так, в 1947 году он находился на психиатрическом излечении в морском госпитале Оак Кнолл (США). По словам сына Хаббарда, значительная часть “научных открытий” его отца была “создана” в состоянии глубокого наркотического опьянения. Сын пишет, что Хаббард, предававшийся различным половым извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и психических расстройств. Он был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма.

Известно, что Л.Р.Хаббард провозглашал ложь как единственно эффективный способ контроля над людьми. По уставу саентологических организаций каждое слово, произнесенное или написанное Л.Р.Хаббардом, является “священным писанием”, т.е. абсолютной истиной...

Относительно организации Хаббарда проводились судебные разбирательства в различных странах мира. Л.Р.Хаббард известен в мире тем, что он находился в постоянной острой конфронтации с официальной медициной и психиатрией всех стран и чрезвычайно резко выступал против всех официальных медицинских учреждений...

Как свидетельствуют экспертные комиссии за рубежом, саентологи, не имея лицензии, используют методы гипнотического воздействия на психику человека. За редким исключением саентологический персонал не имеет необходимого медицинского образования для применения методов суггестии и гипнотического воздействия...






ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГНЦ РФ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского
от 30 июня 1999 г.
по Гуманитарному Центру Хаббарда.


Настоящая комплексная медицинская экспертиза проведена согласно постановлению от 23 марта 1999 года следователя по особо важным делам прокуратуры, Северо-восточного округа г.Москвы юриста 3-го класса Бизенкова В.В. в связи с возбужденным уголовным делом, № 220706 по фактам оказания РОО “Гуманитарный Центр Хаббарда” и саентологической Церковью услуг гражданам по программе “очищение”, а также по внедрению идей Л.Р.Хаббарда в медицину.

В состав комплексной комиссии входили: руководитель экспертного отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского доктор мед.наук, проф. Ф.В. Кондратьев, Главный терапевт Комитета здравоохранения г. Москвы д.м.н. проф. Л.Б. Лазебник, Главный психотерапевт Комитета здравоохранения г.Москвы канд.мед.наук доцент Ю.П.Бойко, кандидаты мед.наук, старшие научные сотрудники ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского В.Г.Василевский и Т.А.Смирнова, заведующий городским организационно-методическим отделом по психотерапии и медицинской психологии Комитета здравоохранения г. Москвы Н.Е.Кыров, врач экспертного отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского И.Г.Виноградов.

Об ответственности за заведомо ложное экспертное заключение согласно ст. 307 УК РФ члены комиссии предупреждены.

На разрешение экспертов поставлен вопрос: “возможно ли причинение вреда здоровью граждан при применении методик, используемых в Гуманитарном Центре Хаббарда и саентологической Церкви Москвы?”.

Материалы, представленные экспертам для экспертизы, содержат книги Хаббарда и брошюры, написанные по материалам этих книг, в которых излагаются основные положения Дианетики и Саентологии и утверждается польза рекомендуемых методик. Кроме этого экспертам представлены распечатки лекций “Групповой одитинг: Приемлемое Давление”, “групповой прессинг”, “Сессия группового одитинга”, буклет “Дополнительные методы помощи при болезнях и травмах”, а также две видеокассеты “Вступление в Саентологию. Фильм-интервью с Л.Роном Хаббардом” и “Как применять Дианетику - видеопутеводитель по человеческому разуму. Видеопрограмма, основанная на книге Л.Рона Хаббарда Дианетика. Л.Рон Хаббард и четыре аудиокассеты в блоке “Дианетика. Лекции и демонстрации. Л.Рон Хаббард”. Дополнительно экспертами-психиатрами были изучены специальные материалы относительного участия в ГЦХ Борисовой Е. и Салтыковой О., а также документы, обозначенные “конфиденциально” с указанием фамилий лиц, прошедших, процедуры “очищения” (Purif) и даты их проведения: Борисенкова И.В. (1998), Бреусов П.В. (1999), Воробьева В.Е. (1998) Гришина Л.Н. (1998), Ишматуров А.Р. (1998), Чадин А.Н. (1998), Шамов В.В. (1999).

Из представленных экспертам материалов следует:

Основной догмат учения Хаббарда, состоит в том, что мир обречен на уничтожение. При этом в представленной экспертами литературе в навязчиво-рекламной форме утверждается, что Рон Хаббард разработал единственно возможный путь к спасению. В Дианетике он дал способ “раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей”. Хаббард понимает человеческое здравомыслие, как банк данных, который является единственно способным решить все проблемы, если обеспечен полной и правильной информацией.

Работу сознания Хаббард рассматривает через функционирование двух частей, “аналитического” ума, который ответственен за решение жизненных проблем, и “реактивного” ума. “Реактивный” ум хранит чувственные записи болезненных событий, так называемые “инграммы”, которые рассматриваются как помеха решению жизненных проблем и причина психологических конфликтов. Соответственно, целью является удаление таких “инграмм”. В результате применения “процесса очищения” предполагается появление индивидуума со сверхчеловеческими способностями, свободного от каких-либо физических и психических проблем (расстройств) - так называемый “клир”.

Согласно учению Хаббарда, за пределами тела и ума существует так называемый основной элемент личности - “тетан”. Он представляет человеческий дух или жизненную энергию и обладает сверхъестественными возможностями: тэтаны могут покидать тело, которое они заселяют, и существовать вне какого-либо физического тела за пределами физической вселенной. Этот дух или жизненная энергия должны пониматься так, что мы можем продвинуться до более высокого уровня существования, где на нас не будут влиять никакие жизненные конфликты и неприятности. Это и есть путь достижения состояния полной душевной свободы или состояния “Оперирующий тэтан” Такое состояние достигается после того, как человек прошел состояние “клир”.

Учение Хаббарда утверждает, что достижение состояния “Оперирующего тэтана” является ключом к бессмертию, поскольку - “Оперирующий тэтан” может контролировать физическое вещество, энергию, пространство и время. При этом любой, кто использует саентологическую технологию, может стать самоопределенным, действительно богоподобным сверхсуществом, не ограниченным размерами пространства и времени, поскольку “Оперирующий тэтан” не вселен в тело, а находится поблизости от него.

Из смысла учения Хаббарда вытекает положение о том, что мир в его настоящей форме обречен на уничтожение, и те, кто не являются саентологами, не имеют шанса достичь персонального бессмертия. Спасение возможно только через применение предлагаемых саентологическнх психотехнологий. При этом неизменно внушается представление, что только “Клиры” и “Оперирующие тэтаны” переживут разрушение планеты, а делать “Клиров” и “Оперирующих Тетанов” могут только саентологи - поэтому фатально не быть саентологом. Таким образом Саентология формирует чувство страха и эксплуатирует его, чтобы продать поддавшимся па такую рекламу свои курсы и тренировочные программы.

Утверждение Саентологии, что только она является единственным путем к спасению, по существу содержит требование беспрекословного послушания от своих последователей и приятия саентологических доктрин. На “курсах общения” и во время “одитингов” это требование закрепляется методиками, разработанными для систематического внедрения и некритического приятия идей Хаббарда и подавления всякого независимого мышления.

Заявление, что саентологи обладают единственным ключом к спасению, а ее члены представляют лучшую часть человечества, ведет к противопоставлению к лицам, не приемлющим это учение, к разрыву прежних межличностных связей и содержит психотравмирующий фактор. Применение специально разработанных саентологических терминов способствует групповой изоляции адептов этой церкви от общества.

Среди предлагаемых саентологических методов ключевым является процедура “одитинга”, продемонстрированная в наиболее полном виде в видеокассете “Как применять Дианетику - видеопутеводитель по человеческому разуму. Видеопрограмма, основанная на книге Л.Рона Хаббарда Дианетика” В этом “видеопутеводителе” излагается хаббардовское представление “механизмов” работы сознания и внушается утверждение об особой “эффективности” его методов воздействия на психическое состояние.

По мнению Ф.В.Кондратьева, В.Г. Василевского, Т.А.Смирновой и И.Г.Виноградова, психическое состояние лица, подвергающегося процедуре “одитинга”, следует определить как “временное состояние сознания, характеризующееся суженным его объемом и резкой фокусировкой на содержание внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания”, то есть дословно совпадает с определением понятия “гипноз”, данного в словаре “Психология” (М., 1990, стр.79, “Гипноз”) и в других источниках. В подтверждение мнения о возможности считать “одитинг” вариантом гипнотического воздействия, помимо упомянутого состояния измененного сознания, в котором находится клиент во время сеанса “одитинга”, следует указать на характерное для методики гипнотерапии состояние раппорта - контакта, устанавливающегося во время гипнотического сеанса между гипнотизируемым и гипнотизирующим. Этот контакт у персонажей видеозаписи отличается высокой степенью избирательности восприятия вследствие суженного в гипнотическом состоянии сознания, которое объясняется наличием гипноидно-фазовых состояний коры головного мозга - относительно слабый вербальный раздражитель (то есть формула словесного внушения, гипиема) оказывается значимее, сильнее воздействий, поступающих из других источников.

Бойко Ю.П. и Кыров Н.Е., рассмотрев представленные материалы, выявили следующее: процедура “одитинга” осуществляется двумя участниками “пре-клиром” и “одитором” при направляющей, оценивающей и по сути руководящей роли последнего. “Пре-клир” (участник процедуры, стремящийся обрести состояние “клир” - состояния очищенного сознания или избавление от влияния реактивного ума) выполняет предписания одитора, отвечает на его вопросы. Следуя предписаниям “одитора” “пре-клир” последовательно осуществляет десять этапов процедуры.

1-этап. Располагаясь друг против друга в положении сидя, “одитор” наставляет “пре-клира” в необходимости “осознавать все, что будет происходить”. Свойственное процедуре “одитинга” распределение ролей среди ее участников предполагает ощутимую иерархию - “одитор” занимает руководящую роль, направляет “пре-клира”, поощряет, дает команды.

Наставления “одитора” звучат в утвердительной, констатирующей форме. Интонациям присущи качества директивности.

Данные особенности 1-го этапа позволяют расценить его как подготовляющий для усвоения “пре-клиром” внушений со стороны “одитора”, как обеспечивающий выполнение “пре-клиром” указаний “одитора”.

2-й этап - “одитор” предлагает “пре-клиру” закрыть глаза, что в сочетании с удобным положением сидя и сосредоточенности на голосе “одитора” ведет к депривации зрительного и моторного анализаторов, и как следствие, способствует специфическому распределению зон торможения-активации (по И.П.Павлову, А.А.Ухтомскому) в центральной нервной системе “пре-клира”, характерному для так называемых фазовых состояний сознания.

3-й этап посвящен “установке отмены” Он содержит директивное требование отмены “любого внушения” по завершению процедуры “одитинга” и но своей сути является не только признанием наличия в процедуре “одитинга” компонента внушения, но и попыткой “одитора” воспрепятствовать возможному развитию эффекта действия внушения за временными рамками самой процедуры. Указанное явление отсроченной реализации внушений, характерно для внушений, произведенных на фоне измененных состояний сознания.

4-й, 5-й, 6-а и 6-б этапы процедуры “одитинга” предполагают для “пре-клира” “отыскание в прошлом происшествия”, повлекшего за собой неблагоприятное влияние на самочувствие “пре-клира”, воссоздание ранее не осознаваемых его деталей и, наконец, уменьшение негативного эмоционального заряда, сопровождавшего происшедшие события с достижением положительной реакции как результата переоценки прошлого и освобождения от симптомов. Само, так называемое, “отыскание происшествия” и воссоздание ранее неосознаваемых его деталей, осуществляется посредством приемов, направленных на управление зри тельными образами в субъективном пространстве “пре-клира”, то есть посредствам визуализации, что широко используется в различных психотерапевтических методиках.

Следует особо подчеркнуть, что визуализация возможна как результат управления процессами внимания, памяти, эмоциональными реакциями, позволяющими субъекту вызвать у себя, либо у другого те или иные ощущения, восприятия, минуя критическую оценку этого. Такой тип управления (посредством подачи информации, минуя критику) есть, в зависимости от направленности, не что иное как внушение, либо самовнушение.

Необходимо так же отметить, что предписываемая (на этапах 6-а и 6-б) процедурой “одитинга” необходимость возвращаться к все более исторически раннему “происшествию”, имевшему место в жизни “пре-клира”, вполне соответствует достижению внушенного возрастного регресса, используемого в различных вариантах ауто- и гетеро-суггестивной терапии.

Уменьшение эмоционального заряда “происшествия” и формирование положительной эмоциональной реакции (веселости) как обязательного условия для перехода к работе с более ранним “происшествием” в ходе процедуры “одитинга”, либо для приостановки работы и переходу к работе с более ранним “происшествием” в ходе процедуры “одитинга”, либо для приостановки работы и переходу от визуализации к настоящему времени и “полному осознанию”, может иметь интерпретацию и как катарсическое переживание, отреагирование и как составляющая положительного подкрепления полезного опыта (приемы из арсенала психодинамической, арттерапии и поведенческой терапии).

Следует заметить, что этапы 4 - 6-б, имея достаточно очерченный алгоритм смены момента погружения в наблюдение образов визуализации моментом их вербализации, понятно корреспондируется с методикой зрительной репродукции воспоминаний, предложенной В.С.Лобзиным в 1986 году.

Существенно замечание “одитора” в адрес “пре-клира” о необходимости не столько предаваться визуализированным воспоминания, сколько “ощущать себя в прошлом”, что придает особый статус состояния сознания “пре-клира” в смысле его измененной пространственно-временной идентификации.

Немаловажной деталью технологии “одитинга” следует признать дифференцированный подход к использованию так называемых модальностей (зрительная - вопрос “одитора”: “что видите?”; слуховая - “...что слышите?”), что несомненно в прочих многочисленных деталях роднит “процедуру одитинга” с техниками нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Этапы 8, 9, 10, посвященные “...переходу в настоящее время...”, “...отмене внушений, команд”, “...возвращению полного сознания ...окружения...”, представляют собой ни что иное как деятельность участников процедуры по выходу из особого состояния сознания, характеризующегося сужением его объема, фокусировкой на содержании, не соответствующем настоящему времени, пространству и окружению, изменением функций индивидуального самоконтроля, что соответствует трансовому состоянию сознания.

Таким образом, по мнению Бойко Ю.П. и Кырова Н.Е. процедура “одитинга” представляет собой эклектическое сочетание внушения, самовнушения, визуализации, вызывающих трансовое состояние и осуществляемых на фоне такового в целях личностной трансформации.

Развитие у “пре-клира” измененного состояния сознания предъявляет к процедуре “одитинга” требование обязательного участия врача-психотерапевта или психиатра, что нигде в представленных материала не оговаривается. Участие врача соответствующего профиля должно предупредить вовлечение в процедуру “одитинга” лиц, имеющих противопоказания (лица, страдающие явными или латентными формами психических расстройств, имеющими риск развития пароксизмальных состояний и т.п.), что позволило бы избежать возможного причинения вреда их здоровья.

Обязательное участие врача соответствующею профиля в процедуре “одитинга” продиктовано необходимостью квалифицированного управлять состоянием человека, находящегося в измененном состоянии сознания для предупреждения спонтанных трансформаций состояния его сознания, недоучета последствий использования эффекта отсроченных внушений, либо неоправданного его использования.

Особо следует отметить присутствие в представленных материалах о проведении “одитингов” специального указания его авторов па отмежевание от использование суггестивной техники, что, однако, является не более, чем одним из понятных приемов преодоления возможного у “пре-клира” естественного психологического сопротивления известной доле директивное, содержащейся в любом акте гетеросуггестии.

Необходимо обратить внимание на характерную форму организации и подачи материала, содержащегося на видеокассете “Дианетика”. Образность, метафоричность, красочность, сочетание видео- и аудиоряда, текстового и рисуночного материала, искусно расставленные акценты, последовательность и дидактически оправданная повторяемость - все это, наряду с доступностью, позволяет расценить видеокассету как действенный рекламный продукт, значительно превосходящий в своем воздействии на потребителя цель простого информирования, и несущий в себе большой заряд убеждения, граничащего с внушением.

В целом, процедура “одитинга” является методом, не прошедшим официальную апробацию, и поэтому не является разрешенным к применению.

На основании изложенного комиссия приходит к следующему заключению.

1. По мнению Бойко Ю.П. и Кырова Н.Е. процедура “одитинга” содержит в себе элементы самовнушения, внушения, методики визуализации осуществляемых на фоне трансовых состоянии сознания. Достоверной информации об использовании в процедуре “одитинга” техники гипноза в представленных материалах не имеется. По мнению Ф.В. Кондратьева, В.Г. Василевского, Т.А. Смирновой и И.Г. Виноградова “одитинг” можно считать вариантом гипнотического воздействия.

2. “Одитинг” является методом, воздействия на личность, не прошедшим официальную апробацию, и поэтому не может быть разрешен к применению. Использование в процедуре “одитинга” самовнушения, внушения, визуализации на фоне измененных состояний сознания противоречит следующим пунктам Приказа МЗ и МП РФ от 13.06.96. № 245 “Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия”, а именно; п.1 - “не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации не разрешенных МЗ и МП РФ методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия”, п.3 - “применение разрешенных МЗ и МП РФ методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждении здравоохранения при условии тщательного отбора пациентов на индивидуальном приеме”; п.4 - “к работе по методам и методикам психологического и психотерапевтического воздействия допускаются специалисты, имеющие подготовку по психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии и получившие в установленном порядке сертификат по указанным специальностям”.

Примечание: для более конкретизированного ответа на поставленный прокуратурой вопрос “о возможности причинения вреда здоровью граждан при применении методик, используемых в Гуманитарном Центре Хаббарда и саентологической Церкви Москвы” необходимо непосредственное освидетельствование комплексной психолого-психиатрической комиссией лиц, обращавшихся после воздействия саентологических методик за психолого-психиатрической помощью в учреждения здравоохранения, а также в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религии памяти А.С.Хомякова или в психолого-психиатрический кабинет при душепопечительском Центре для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Представленные экспертам материалы относительно Салтыковой О. содержат данные о повторяющемся у нее самоанализе с однозначно отрицательной оценкой своего поведения. Часть материалов представляют результаты проведенных Салтыковой “одитингов”. Сопоставление результатов изучения ретроспективной самооценки Салтыковой своего поведения и переживаний с данными ее самоанализа настоящего поведения позволяют высказать предположение о развитии у нес в результате “одитингов” признаков “расстройства типа зависимой личности” (МКБ-10, F60.7).

Борисова Е., будучи студенткой Гуманитарного Центра Хаббарда (1994), проходила процедуру “одитинга” и самостоятельно проводила ее в 1997 г. Весной 1998 г. она была госпитализирована в психиатрическую больницу в связи с развитием у нее психотического состояния. Данные материалы позволяют говорить о временной связи психического расстройства с проведенными “одитингами”, суждение же о прямой или опосредованной причиной связи возможно установить только при получении дополнительных данных (история болезни, комплексное экспертное изучение се психического состояния).

Представленные материалы о прохождении “Программы очищения” свидетельствуют о том, что согласие на ее прохождение дается добровольно после соответствующей психологической “обработки” клиентов. В условиях “Соглашения о принципах прохождения программы очищения” специально оговаривается, что клиент “добровольно согласился на прохождение религиозного обряда, известного как “Программа очищения”, направленного на духовное освобождение человека от разрушительного воздействия, которые оказывает наркотики, лекарства и токсины на духовную сущность”. В “Соглашение о принципах прохождения программы очищения” диктуются довольно жесткие условия. Лицо, решившееся пройти эту программу, расписывается не только в том, что добровольно участвует в программе очищения, но и “знает о потенциальной опасности прохождения этой Программы”, и соглашается “смириться с любым риском получения травмы, повреждения или ущерба” и при этом еще принимает на себя “ответственность за любые последствия” и “отказывается от компенсации морального и материального вреда, которое может возникнуть в ходе прохождения “Программы очищения”.

В “Медицинской декларации для участия в программе очищения” пункт декларации №2 гласит: “Я понимаю, что “Программа очищения”, предназначенная для духовной помощи, не является медицинским лечением...”.

Вместе с тем “Программа очищения” по сути представляет физические нагрузки в виде бега, продолжительного (несколько часов), пребывания в сауне с высокой температурой (более 80 гр.), приема массивных доз витаминов, в том числе препарата ниацин, не разрешенного к применению в России, то есть оказывает прямое физическое и биологическое воздействие на организм.

Как видно из представленной документации, клиент перед приемом процедуры “очищения” осматривается врачом (специализация которого не указана), при этом фиксируются только рост, вес, артериальное давление крови - других данных врачебного обследования нет, нет также данных о психическом состоянии. Несмотря на скудность зафиксированных данных, на всех клиентов выносится стандартное врачебное заключение; “Нет никаких медицинских оснований считать, что он (она) не может проходить “Программу очищения”. Из представленных материалов также не известно, кто (специализация, должность) назначает, контролирует и корригирует дозировки и продолжительность курса проведения указанных методов воздействия на организм.

В процессе реализации “Программы” заполняется “форма ежедневного отчета”, в которой отмечаются жалобы пациентов в сауне, при беге, реакции на ниацин. Как правило, все пациенты кроме жалоб соматического порядка предъявлялись жалобы астенического ряда (недомогание, головокружения, нарушения сна, головные боли), а некоторые на “затуманенное сознание” и “неясность мыслей”, апатию и аффективные расстройства. В отдельных случаях зафиксированы странные замечания клиентов; “Сегодня утром я поняла, что это тело опасно, в нем всегда было много боли и мало силы, стоит ли с ним возиться?” (Воробьева, 24.12.98). Однако все пациенты после прохождения “Программы очищения” положительно оценивали (без сравнения и конкретизации) ее результаты.

По мнению Л.Б. Лазебника, ни в одном случае из 7 представленных на экспертизу не была представлена медицинская документация, подтверждающая наличие показаний к проведению терапии препаратом “ниацин”, отсутствует также документальное подтверждение отсутствия противопоказаний к терапии. Появление жалоб на кожный зуд, покраснение кожных покровов, которые были отмечены во всех семи случаях, а также присоединение жалоб, которые, судя по всему, свидетельствовали об обострении имеющихся у пациентов хронических заболеваний, наличие которых не было верифицировано в процессе решения вопроса о назначении ниацина, не приводили к рекомендуемой в таких случаях отмене препарата или снижению его дозы. Ни один из пациентов, у которых отмечались вышеуказанные симптомы, не получил рекомендации пройти обследование в медицинском учреждении.

Таким образом, в представленных экспертам материалах не содержатся данные о показаниях к применению “Программы очищения”. Тщательно и подробно оговоренные договорные отношения, исключающие иск по поводу возникновения различных форм расстройств и ущерба здоровью, сами но себе указывают на возможность их развития. По мнению экспертов, указанный риск здоровью особенно значим при отсутствии необходимого предварительного и текущего медицинского контроля. Все это указывает на явное нарушение Приказа Минздравмедпрома от 19.06.96. №254 о “Не допущении пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов Саентологии и Дианетики в практике здравоохранения”

Экспертное заключение комплексной комиссии: применение методик, используемых в Гуманитарном Центре Хаббарда и саентологической Церкви Москвы, может причинить вред здоровью.

Руководитель отдела ГНЦ им. В.П. Сербского, доктор мед.наук, проф. Ф.В.Кондратьев.
Главный терапевт Комитета здравоохранения г. Москвы, доктор мед.наук, проф. Л.Б.Лазебник.
Главный психотерапевт Комитета здравоохранения г.Москвы, канд.мед.наук, доцент Ю.П.Бойко.
Старший научный сотрудник ГНЦ им. В.П. Сербского,канд. мед. Наук В.Г.Василевский.
Старший научный сотрудник ГНЦ им. В.П. Сербского, канд. мед. Наук Т.А.Смирнова.
Заведующий городским организационно-методическим отделом по психотерапии и медицинской психологии Комитета здравоохранения г.Москвы, Н.Е.Кыров.
Врач-психиатр экспертного отделения ГНЦ им.В.П.Сербского,И.Г.Виноградов.





ЭРИХ ФРОММ
"Дианетика": искателям сфабрикованного счастья.

"New York Herald Tribune Book Review" 03.09.1950;
Перевод с английского А. М. Руткевича

Никогда еще люди так не интересовались психологией и искусством жизни, как сегодня. Притягательность книг по этому поводу является симптомом серьезной озабоченности человеческими, а не одними материальными, сторонами существования. Но среди книг по этому предмету имеются не только удовлетворяющие нужду в разумном руководстве, но и те, что привлекают читателей, жаждущих сфабрикованного счастья и чудодейственного исцеления. "Дианетика" - последняя в этом ряду книг, а ее автор пользуется всеми составляющими формулы успеха, причем с удивительным отсутствием всякого смущения. "Создание Дианетики - вот краеугольный камень для Человека, сравнимый с открытием огня и превосходящий по значимости изобретения колеса и лука". Автор [Лафайет Рональд (Рон) Хаббард] заявляет, что открыл не только "единственный источник всякого рода неврозов, психозов, преступности и психосоматических заболеваний", но также терапию, способную исцелять все эти болезни. "Дианетика лечит, и лечит без промаха".

Автор сначала представляет общую теорию относительно структуры психики, а затем на этом фундаменте строит теорию умственных расстройств и технику их лечения. "Человек мотивирован только самосохранением". Он желает сохраняться для себя самого, для секса, для группы и для человечества, и каждое из этих "целесообразных подразделений целостного динамического принципа" называется "динамикой". Автор проводит различие между "аналитическим умом", "воспринимающим и сохраняющим опытные данные, направляющим организм по четырем динамикам", и "реактивным умом", "запоминающим и сохраняющим физическую боль и болезненные эмоции, пытающимся направлять организм только на основе ответа на эти "стимулы". Если аналитический ум, сравниваемый с исключительно мощной счетной машиной, мыслит с помощью сходств и различий, то реактивный ум мыслит одними тождествами.

Концепция реактивного ума является базисом для предлагаемой автором теории умственных расстройств и их лечения. В моменты интенсивной физической и эмоциональной боли аналитический ум не работает, и произнесенные в присутствии "бессознательного" лица слова накапливаются как "энграммы". Эти "энграммы" недоступны для нормального процесса воспоминания. Не осознавая этого, человек детерминируется содержаниями таких "энграмм" - сходно с поведением того, кто постгипнотически направляется внушениями, полученными во время гипноза. "Если дьявол когда-нибудь существовал, то именно он создал реактивный ум... Он ничего не делает, но в то же самое время создает все то, что мы находим в любом списке умственных расстройств: психозы, неврозы, компульсии и репрессии... От него у человека могут появиться артрит, бурсит, астма... и так далее, весь каталог психосоматических заболеваний... Энграмма является единственным и исключительным источником отклонений и психосоматических заболеваний".

Дианетическая терапия следует из этих посылок. Пациент ("преклир") болен потому, что "энграммы" понуждают его к этому. Когда воспомнены ("возвращены") все важнейшие "энграммы", особенно - относящиеся к дородовому периоду, пациент навсегда освобожден ("очищен") от всех "аберраций", он превосходит среднего человека по своему интеллекту. Терапевт ("аудитор") способствует такому "возвращению" "энграммы", приводя пациента в состояние "мечтательности". Если я просчитаю от одного до семи, ваши глаза закроются. Вы осознаете все происходящее. Аудитор "медленно и убедительно" считает, пока глаза пациента не закроются. Затем, в период "мечтательности", пациенту говорят, чтобы он "вернулся" к ранним периодам своей жизни, вплоть до момента его зачатия. К концу сеанса его "возвращают" обратно в настоящее. "Энграммы" нужно много раз проговаривать, пока они не "стерты" окончательно.

Несмотря на все фантастические претензии автора, трудно найти что-нибудь оригинальное в его теориях, кроме новых слов для смеси плохо понятого и переваренного фрейдизма и экспериментов по регрессии эпохи гипнотизма. Иные поистине "оригинальные" слова не могут не вызвать изумления. Так, мы слышим от пациента слова, которые доктор [якобы] говорил беременной им матери, либо слова отца, сказанные матери сразу после зачатия. Читая эти истории болезни, задаешься вопросом: не желал ли автор написать веселую пародию на иные психиатрические теории и на доверчивую публику?

Книгу Хаббарда трудно всерьез рассматривать в качестве вклада в науку о Человеке. Зато ее нужно со всей серьезностью считать симптомом опасной тенденции. Будь она просто предельно упрощенной популяризацией ранних теорий Фрейда, то она была бы чем-то безобидным.[...] "Дианетика" не знает ни почтения к сложности человеческой личности, ни ее понимания. Человек - это машина, а рациональность, ценностные суждения, психическое здоровье, счастье достигаются с помощью работы инженера. "В такой инженерной науке, как Дианетика, мы работаем, нажимая кнопки". Ничего не нужно знать или понимать, требуется применять хаббардовскую теорию энграмм. Если кто-то не принимает эту теорию, то у него должны быть скрытые мотивы, либо он находится во власти "отрицателя" каковым является "всякая энграмма, заставляющая пациента считать, что энграмм не существует". Все так просто. Если вы прочли книгу Хаббарда, то вы знаете, что следует знать о человеке и обществе, поскольку вам известно, на какие кнопки нажимать.

Проблем ценностей или совести не существует. Если "энграммы" стерты, то у вас нет конфликтов. Все великие учителя философии и религии понапрасну теряли время. Нет проблем, которые не были бы результатом команд, идущих от "энграмм". Нет никакого проку от размышлений над проблемами, если вам неведомо открытие Хаббарда. Хотя автор говорит, что "философские основания" его труда составляют писания "древних индусов", труды "ранних греков и римлян", включая Лукреция, произведения Френсиса Бэкона, исследования Дарвина и некоторые мысли Герберта Спенсера, в это верится с трудом.[...] Открытие, согласно коему "самосохранение" есть единственная цель жизни", никак не является выражением духа "древних индусов" или "ранних греков", но - грубого биологизма, для которого все этические ценности подчинены позыву к самосохранению (если для этих ценностей вообще остается хоть какое-то место).

Но хуже всего то, как написана "Дианетика". Смесь известного числа упрощенных истин, полуправд и явного абсурда, пропагандистская техника ошеломления читателя своим величием, непогрешимостью и новизной системы автора, обещания неслыханных результатов, достигаемых простым следованием за "Дианетикой", - вот техника, которая ведет к самым злосчастным результатам в областях патентованной медицины и политики. Применительно к психологии и психиатрии она не будет менее вредоносной.

Этот негативный взгляд на "Дианетику" не является следствием того, что рецензент полагает методы нынешней психиатрии удовлетворительными; здесь есть действительная нужда в новых идеях и экспериментах. К счастью, это осознают многие психиатры и психологи, занятые поисками более эффективных методов достижения уровня бессознательного (скажем, "Looking-in" тест Шлезингера). Но предпосылкой этих поисков должно быть укрепление ответственности, критичности и ясности ума пациента.




ЙОХАНЕС ОГОРД


Датский профессор, доктор богословия Йоханнес Огорд, президент «Международного Диалог-центра», высказал свое мнение о международной саентологической организации. В течение 22 лет он тесно соприкасался с этой организацией и был вовлечен в целый ряд судебных процессов, связанных с ней, в основном по обвинению в клевете.

Во время этих процессов он никогда не встречал никого, кто сомневался бы, что Саентология сопоставима с мафией. Методы деятельности Саентологии напоминают внимательному наблюдателю традиционную мафиозную организацию, такую, какой она известна по Сицилии, а в последние годы - и по другим европейским странам.

Это сравнение справедливо по следующим параметрам:

1. Многие действия обеих организаций секретны, и обществу недоступно правдивое знание о подлинных целях руководства и способах их достижения.

2. Вся деятельность их прежде всего направлена на обретение контроля и власти над другими людьми.

3. В обоих случаях жажда денег, похоже, является движущей силой до такой степени, что даже не предпринимаются попытки замаскировать этот мотив.

4. Личности вторичны по сравнению с успехом организации; личные свобода и независимость не признаются.

5. Возможность выхода из организации весьма ограничена; суровые санкции против «отступников» весьма распространены.

6. Подобные организации в значительной степени действуют под прикрытием, что делает практически невозможным отыскать по-настоящему ответственных лидеров.

7. Наличие в подобных организациях четкого различия между экзотерической и эзотерической истинами. Эзотерические истины доступны лишь особо посвященным членам, связавшим себя клятвой хранить скрываемые от общества тайны.

8. Как различные мафии, так и Саентология имеют собственную внутреннюю систему «правосудия». В этой системе не существует никакой нормальной демократической защиты прав человека.




Оценка деятельности Саентологии эксперта-религиоведа Е. Н. Волкова


1. Противостояние на глубоком психологическом и доктринальном уровне основному обществу и его общепризнанным ценностям (несмотря на постоянные заявления об обратном).

2. Своеобразный фантастический расизм: отнесение групп и организаций, не устраивающих саентологов, к "агентам враждебной инопланетной цивилизации", а самое главное, к тем, к кому Саентология отказывается применять даже видимость правил и норм цивилизованного, гуманного отношения.

3. Глубинная психолингвистическая дезориентация личности: замена обширных словарных пластов саентологическим "новоязом", принципиально не соотнесенным и не связанным с общепринятой научной или бытовой лексикой.

4. "Замыкание" личности на данной группе, что приводит к крайней степени зависимости в самовосприятии, поведении и мировоззрении от установок и интересов этой группы. Как пишет Роберт Пенни, основным продуктом, продаваемым Церковью Саентологии, является на самом деле всего лишь принадлежность к этой группе. В результате человек отказывается от самостоятельного и независимого отношения к окружающему миру, к реальности.

5. Практически тотальное замещение нормальной многогранной жизни личности "последовательным осуществлением технологии" при заведомо невыполнимых целях и недостижимых результатах.

6. Воинствующий антидемократизм. Резко отрицательное отношение Р. Хаббарда к демократии и любым формам демократического управления отчетливо выражено во многих его работах и руководящих письмах.

7. Инспирирование генерализованных фобий, т.е. внушение чувства враждебности и страха по отношению ко всем и ко всему, что хотя бы потенциально может не устраивать Саентологию и саентологов.

8. Агрессивно-тоталитарное разрушение всех связей и отношений адептов, не удовлетворяющих саентологическим "критериям".

9. Нерегламентированное, неподконтрольное и непрофессиональное применение различных психотехник и их модификаций без обеспечения прав и безопасности клиентов.

10. Масштабное и интенсивное использование обмана, дезинформации, запугивания, других методов психологического насилия.

11. Психология и идеология элитарного мессианства, дающего "право" на любые действия против своих противников и критиков, а также против любых лиц, учреждений, частных и государственных организаций, которые могут восприниматься Церковью Саентологии и ее руководителями в качестве своих противников. Другими словами, "цель оправдывает средства" - как руководящий принцип.

12.Замещение всего многообразия способов и средств освоения человеком мира раз и навсегда данными упрощенными установками, раз и навсегда данными ответами, не обоснованными ничем, кроме болезненных фантазий Р. Хаббарда




ЛЕОНИД ЛЕВИТ
"Интервью с частным психологом"

-Несколько слов о Дианетике.

Рон Хаббард основал, по сути дела, еще одно мистическое учение, перемежаемое риторикой о душевном здоровье. Ученые давно доказали, что его магический прибор по измерению "тонов жизни", на которых находится человек, представляет собой обыкновенный гальванометр. Сам Хаббард в 1978 году был привлечен к суду за мошенничество под видом "дианетических исследований" и был приговорен к четырем годам тюрьмы и крупному денежному штрафу. Его последователи агрессивно вбивают в голову своим ученикам те же идеи в отношении духовных перевоплощений, экстрасенсорики и т.д.

-Что такое энграмма, о которой постоянно пишет Хаббард?

Это как бы неприятный "отпечаток" в мозгу человека, негативно влияющий на его текущую деятельность. Хаббард и его последователи утверждают, что для обретения душевного здоровья человеку необходимо освободиться от всех своих энграмм.

-И как следует относиться к такой перспективе?

Многих членов секты неоднократно "освобождали" от энграмм с помощью электрического тока, но их жизнь счастливее не стала. Все закончилось обычным "промыванием мозгов" и уходом от реальности.

-Выходит, вся Дианетика построена на мистике и обмане?

Не вся. В ней тоже есть здравые мысли, заимствованные из психоанализа и нейролингвистического программирования, однако они постоянно перемежаются совершенно дикой мистической абракадаброй. Да иначе в подобных группировках и быть не может.

Пока человека окончательно не оболванили, он, сравнив, по выражению Марка Твена, "русалку" и "тюленя", может увидеть всю абсурдность дела, в которое втянулся. Не случайно современные психологи относят Дианетику к разряду "культов неразумия". Пора понять, что такого рода группы заинтересованы не в постижении истины, а в наборе в свои ряды новых и новых членов, становящихся пушечным мясом.



Заключения экспертных комиссий о Дианетике и Саентологии в Казахстане.