Секта Дианетика и Саентология

Путешествие в фантастический мир

В небольшой комнате находится 8 человек. Перед ними стоит женщина лет тридцати.

- Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Избавьтесь от всех предметов, которые могут вам помешать. Найдите пол. Вы уверены, что вы нашли пол? Я буду требовать от вас выполнения действий большое количество раз. Правой рукой дотроньтесь до кончика носа. Установите с ним контакт. Когда вы установите с ним контакт, кивните мне. Вы уверены, что это ваш нос? Разорвите контакт с носом, - разрыв контакта с носом примерно тридцать раз.

После манипуляций с носом предлагается потереть правый глаз, убедиться, что это и есть собственный глаз, установить с ним контакт, убедиться, что помутнело в глазах от десятикратного протирания, установить контакт с макушкой и т.д. После многократных "установок и разрывов контактов" женщина твердым приказным тоном приказывает всем встать. Вид у присутствующих отрешенный. По команде женщины они ходят и бегают по комнате, дотрагиваясь до различных предметов. Наконец управляемое движение заканчивается, и женщина продолжает свою игру в вопросы.

- Установите контакт с правой стеной. Пусть стена исчезнет. Стена исчезла?

Присутствующие уверенно кивают головами в знак согласия.

- Установите контакт с левой стеной (потолком, полом, всей комнатой в целом), - далее по аналогии.

Кивание в знак согласия поощряется громким "хорошо". На лицах присутствующих счастливые улыбки. Женщина, тоже улыбаясь, обходит присутствующих и вручает буклеты, все хором поют "Молитву полной свободе". После пения всем предлагается пройти в соседнюю комнату, чтобы выпить чашку "дорогого английского чая" с печеньем. Светло-желтая жидкость отдает чем-то специфическим, медицинским, но все присутствующие на вопрос "как вам чай?" одобрительно отзываются о его крепости, насыщенности и превосходном вкусе. И в самом деле, по всему телу как бы разливается бодрость, а по позвоночнику проходит теплая волна. Но беспокоит немного чувство тошноты. Параллельно раздаются книги духовного содержания, о лечении духа и тела, подкрепленные устно наставительными комментариями о необходимости их покупать, читать и реализовывать. А также раздаются приглашения на праздник, 20 июня 2002 года, в гостинице "Урал".

К чему это вступление, может задаться вопросом читатель? Это не описание сеанса гипноза. Это описание семинара саентологов, так называемый "одитинг", проводящийся регулярно по вполне конкретному адресу - Пермь, Фонтанная 2а. Книги духовного содержания - "Дианетика", "Саентология" Рона Хаббарда.

Центр "Дианетика" в Перми был создан в середине 90-х годов, при тогдашней городской администрации. Все прекрасно помнят это повальное увлечение-гонку за дипломами "Хаббард-колледжа". Вся городская администрация, все крупные и мелкие руководители предприятий, даже главврачи некоторых городских больниц украсили свои кабинеты этими дипломами. А некоторые практикуют приемы "технологии управления" используют до сих пор (например, Пермская приборостроительная компания, там курс обучения в Хаббард-колледже в обязательном порядке проходят все специалисты). Весной 95 года в Пермь приезжал высокопоставленный представитель "новых технологий", и тогдашний мэр (данные взяты из книги Кривельской Н.В. "Секта: угроза и поиск защиты") торжественно вручил ему символический ключ от нашего города и горячо заверил, что скоро весь город будет переведен на данные технологии. Об опасности саентологического пути развития ему писали в открытом письме представители медицины, гуманитарных наук и бизнеса. Но это не помещало широкой рекламной кампании, проводившейся в нашем городе.

Кто же создатель этого учения и в чем его суть? Рон Хаббард - американский писатель-фантаст. В 1950 году он издает книгу - "Дианетика: Современная наука душевного здоровья" (технология помощи себе в решении проблем), в 1965 году он пишет книгу "Саентология: основы жизни" (изложение "прикладной религиозной философии", то есть о "знании о том, как знать"). Центры Дианетики находятся, разумеется, прежде всего, в Америке, а также по всему миру. Они проявляют активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру и образование. Саентология - это международная сеть индивидуальных организаций, каждая из которых руководится из центра менеджмента в США и направлена на единую цель - пропаганда и маркетинг технологий Хаббарда. По собственным данным Организации, имеется 3100 так называемых "церквей", "миссий" и филиалов в 107 странах и около 8 миллионов членов. Список этих центров можно найти в "Саентологии".

Основной догмат Саентологии состоит в том, что мир обречен на самоуничтожение, особенно в связи с появлением оружия массового уничтожения. Соответственно, Роном Хаббардом разработан единственный путь к спасению. Саентология учит, что за пределами тела и ума существует так называемый "тэтан", представляющий человеческий дух или жизненную энергию, который обладает сверхъестественными возможностями. Он может существовать и вне тела, и в теле, и покидать вселенную. Эти духовные существа - тэтаны - существуют около 300 миллионов лет, но 75 миллионов лет назад они были отправлены на Землю, вселились в живых существ, потеряли самоосознание в качестве духовных существ и оказались подвержены миру материальных иллюзий. Задача Саентологии - вернуть каждому из нас нашу подлинную "тэтаническую" природу. Продвинуться на более высокий уровень существования, где на нас не будут влиять жизненные неурядицы, состояние полной душевной свободы, названо состоянием "оперирующий тэтан", а для этого необходимо пройти состояние "клир". Только "клиры" и "оперирующие тэтаны" (ОТ) переживут разрушение планеты, то есть смогут достичь персонального бессмертия. Саентология, соответственно, единственно верное учение, и путем ее изучения и прохождения последовательных тренировочных курсов можно приближаться к обозначенным состояниям. Саентология объявлена религией, и процедуру одитинга проводят специально подготовленные люди, священники. Саентология на словах крайне терпима к другим религиям, и саентологи говорят, что "членство в саентологической Церкви не означает, что существует необходимость отказаться от своей церкви, синагоги, храма или мечети", а также что "Саентология - религия всех религий". Наверное, представителям традиционных религиозных учений позиция "двойного гражданства" вряд ли по душе, однако стремление объединить все религии мира под общей концепцией - тенденция.

Начиная с "Дианетики", Хаббард жестко открещивается от сопоставления ее с психоанализом, психологией и другими родственными науками. Неоднократно подчеркивается научность подхода, связь с точными науками, вся книга изобилует терминами, изобретенными автором, смысл ранее известных понятий расшифровывается в соответствии с новыми понятиями, благо в книгах всегда присутствует глоссарий. Конечно, чтобы разобраться во всем этом учении требуется серьезное погружение и комментарии. Для этих целей и применяется "одитинг". Обратимся к цитате. В "Саентологии" данный процесс описан так: "Самая ранняя стадия одитинга заключается в том, что одитор берет контроль над преклиром, таким образом восстанавливая больший контроль преклира над собой. Тогда самым основным шагом будет ориентация, при которой преклира приводят к осознанию факта своего присутствия в комнате одитинга, факта наличия там одитора и того факта, что он сам является преклиром". Для чего же эта процедура? А для достижения так называемого состояния "игры", ибо "жизнь - это игра, а способность играть в игру складывается из терпимости к свободе и барьерам, из понимания целей и из права выбирать - участвовать в игре или нет".

Не знаю, как читателю, а на меня пространные примеры "житейской мудрости" вперемежку с "научными рассуждениями" не производят впечатления религиозного учения. А учение о приближающемся захвате Земли некоей группой за пределами материальной вселенной, об уголках Млечного пути, о спиралях времени, о том, что Хаббард вернется на Землю после своей физической смерти (материал взят из бюллетеня студенческого брифинга) явственно напомнило мне роман Курта Воннегута "Сирены Титана". Воннегут рассказывает о некоем странно появляющемся и исчезающем на Земле человеке, с необыкновенными способностями, попавшем в фантастические временные вихри. Кажется, все его злоключения были определены какими-то внеземными цивилизациями. Не потому ли возникают подобные аналогии, что автор учения - писатель- фантаст? И не та ли игра высших разумов происходит на нашей бедной планете?

В книгах неоднократно подчеркивается, что Хаббард изучил весь предыдущий опыт существующих наук, и Дианетика - единственно верная наука, потому что она исследует разум и цель мышления, что не было сделано до него. Оставим на совести Рона Хаббарда научность его подхода, который, кстати, подвергнулся критике некоторыми учеными. Стиль его книг отличается обилием ярких примеров, цель автора обозначена совершенно четко - оздоровить население планеты, избавить мир от негативных эмоций, а главный принцип религии "Саентологии"- "Выживай!".

Процедура оздоровления ("клирования") состоит в следующем. Пациент и специалист располагаются друг напротив друга, либо пациент ложится на кушетку. Специалист просит вспомнить какой-либо травмирующий эпизод из жизни пациента. В Дианетике это называют термином "вернуться", потом этот эпизод прокручивается много раз ("пройти эпизод"), и так много раз, пока этот эпизод не перестанет волновать пациента. При этом происходит обмен информацией между пациентом и одитором, т.е. одитор контролирует состояние пациента, Таким образом, после неоднократного прохождения этой процедуры человек избавляется от травмирующих воспоминаний, и становится клиром (от английского "чистый"). В результате одитинга происходит стирание так называемых инграмм - единиц информации, записывающихся в наш банк памяти. Клир практически ничем не отличается от людей, он быстро соображает, не имеет психологических проблем, полон сил и энергии. Тренировочные курсы, которые обязательно предлагаются в центрах, позволяют выработать в человеке:
1. способность быть невосприимчивым к внешним помехам в жизни,
2. во что бы то ни стало настаивать на своем,
3. уходить от ответа на нежелательные вопросы.

Не правда ли, эти качества жизненно необходимы руководителю, если он поставил задачей извлекать максимум прибыли из своих подчиненных?

Если человек начинает заниматься в центре, он меняется. К тому же, на курсах учат делить людей на "своих" и "чужих". Понятно, что те, кто критически относятся к таким занятиям, быстро переходят в разряд "антисоциальных личностей" и "потенциальных источников неприятностей".

А уверенность в себе достигается не такими уж легкими путями. На курсах предполагается, что человек не будет пропускать ни одного занятия. Если занятие пропущено, то ему звонят и вежливо напоминают. Все вопросы, возникшие в ходе занятия, остаются без ответа, и в итоге человек просто перестает их задавать, ощущая при этом легкость. Название упражнения "Травля быка" говорит само за себя - человека учат не реагировать на внешние раздражители, после того, как он становится совершенно спокойным, его учат манипулировать ситуацией в общении. В саентологической организации железная дисциплина, строгие регламенты, позволяющие подавлять все сомнения ее членов. Ведь цель - "клирование" планеты - очень масштабна. И чтобы выжить, необходимо беспрекословно подчиняться. Однако внешне действия сотрудников Организации подчеркнуто корректны.

Хаббард неоднократно в своих книгах выступает против гипноза, то есть давления на подсознание. В книге Черепановой И. Ю. "Дом колдуньи" читаем: "Внушение (suggestio) - подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказываться воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Психика действует на основе непрерывно сменяющихся установок. Это врожденное и, разумеется, бессознательная психическая деятельность. Это первичная установка. Дальше воспитание, среда, культура создают в человеке еще один важный пласт психики - сознание. Как только оно укрепилось, человек оказался личностью. А первичная установка, работающая теперь в содружестве с сознанием, преобразуется в "целостную установку личности" (по Добровичу А.Б.). Теоретически установку можно закрепить, создать и изменить. В случае суггестии речь идет, прежде всего, об изменении установки личности".

Не есть ли так называемый одитинг - обыкновенное введение пациента в состояние, когда он легко поддается суггестии? Не есть ли это попытка изменить установку личности? Ведь налицо все условия, которые позволяют назвать одитинг психотерапевтическим сеансом. Хаббард настаивает, чтобы одитор заслуживал доверие пациента, был терпеливым, спокойным, на начальной стадии мог подчинить волю пациента своей воле ("быть настойчивым в достижении своих целей и никогда не сдаваться"), контролировать процесс одитинга ("задача одитора напоминает работу пастуха, который загоняет маленьких овечек - инграммы - на бойню").

Если нет никаких техник, позволяющих выработать у пациента состояние психологической зависимости, то почему так сложно уйти из этой организации? В литературе описаны случаи, рассказывающие о том, что человек испытывает чувство страха и возвращается снова в организацию. После одитинга пациент испытывает некоторое время состояние эйфории, что легко объясняется психотерапевтами как сознательное формирование психологической зависимости от подобных "сеансов". Психологические установки требуют регулярной "подпитки", через некоторое время состояние морального подъема проходит, и человек ощущает отсутствие жизненной цели, смысла жизни, психологический дискомфорт и общий упадок сил. Таким образом, появляется потребность снова посетить центр и оплатить очередной тренинг.

Не будем забывать, что Организация эта - американская. Думаете, автор против американизмов в нашей жизни? Да нет же, сникерсы, памперсы и чизбургеры вносят в нашу жизнь некоторое разнообразие. Но только давайте и Саентологию называть не столько мировоззрением (кстати, в энциклопедии "Мистики XX века" Э.Вандерхилл уделила "научной" религии Хаббарда всего страницу), сколько нормальным бизнесом, отражающим тенденции американского образа жизни. Человек, освобожденный от отрицательных эмоций - замечательная идея, но он также становится человеком бездушным, практически автоматом, а, учитывая, что саентологи сделали Хаббарда практически богом (умело мистифицируя историю его таинственной гибели), то наличие армии людей, подчиняемой непонятной воле, может и должна насторожить. К тому же в Кодексе саентолога, который приводится в "Саентологии", закрепляется обязанности саентолога:

1. "Постоянно сообщать саентологам, публике и прессе точную информацию о Саентологии, сфере душевного здоровья в обществе".

2. "Подчеркивать свободу использования Саентологии как философии во всех ее разновидностях и областях применения в рамках гуманитарных наук".

3. "Привлекать в Саентологию новых людей и укреплять ее силу по всему миру".

Соответственно, по всему миру саентологи образуют организации, не имеющие прямого отношения к Саентологии. Например, "Объединение улучшения методов образования", "Гражданский комитет прав человека", "Ассоциация защиты матери и ребенка", "Нарконон" (лечебная служба для наркоманов), "Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека". Как видно из списка, саентологи хотят контролировать все сферы жизни, и распространить свое учение как можно шире. Возможно, предположение противников, что саентологи "облучают" население человечества электромагнитными волнами с целью подчинения выглядит довольно фантастичным. Но мало ли фантастики в самом учении? И как обычному человеку отличить, реальная ли это помощь для душевного здоровья, или обыкновенное выкачивание денег, прикрытое благородной целью?

Источником финансового благополучия Церкви является плата за услуги, предоставляемые прихожанами. Стоимость курсов достаточно высока, а все платежи церкви рассматриваются как пожертвования и не подлежат налогообложению (например, иеговисты по их заявлениям платят налоги и вообще стараются не вступать в конфликты с государством). Церковь Саентологии имеет свой аппарат, отслеживающий все выступления против нее (воплощая принцип свободы слова), борется за свободу вероисповедания, что само по себе хорошо, особенно учитывая, что в России в 90 г. принят соответствующий закон. Однако организации саентологов регулярно участвуют в качестве ответчиков в судебных процессах о финансовых аферах, а в некоторых странах, Австралии, например, они запрещены законом.

Так ли важна цель Саентологии, которая заключается в том, "чтобы сделать человека способным жить лучшей - согласно его собственной оценке - жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру"? Нужна ли нам эта навязанная игра в навязанном фантастическом образе мира, который становится усилиями саентологов чище, лучше, разумнее посредством создания людей, по сути являющихся механизмами, озабоченными задачей выживания любой ценой?

Александр Линев