Избранные жития святых Православной Восточной Церкви
Жития святых
Жития святых - главная

Жития святых мучеников:
Мученики Киприан и Иустина
Мученица Евфрасия
Мученик Евстафий Плакида
Великомученица Анастасия Римляныня
Преподобномученик Стефан Новый
Феодор и Феофан начертанные

Жития Преподобных:
Преподобный Антоний Великий
Преподобный Макарий Египетский
Преподобный Онуфрий Великий
Преподобные Авраамий и Мария
Преподобный Моисей Угрин
Преподобная Мария (Марин)
Преподобный Петр Афонский
Варлаам, Иоасаф, Авенир Индийские
Преподобный Иоанн Дамаскин

Жития Святителей:
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Василий Великий
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Феодор Едесский
Святитель Никита Новгородский

Жития других святых:
Святой Андрей Юродивый
Святой Филарет Милостивый

Полное житие святого Иоанна Кронштадтского
- книга И.К.Сурского
"Отец Иоанн Кронштадтский"
Жития святых




Избранные жития святых
в изложении Свт. Димитрия Ростовского


imgовествования и записи о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников, различными подвигами угодивших Богу, существуют в Церкви христианской с первых времен ее бытия. Начало сим повествованиям было положено св. евангелистом Лукою, описавшим в книге Деяний Святых Апостолов подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя нашего и других Его последователей. Несколько ранее сего святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь поминать своих наставников, запечатлевших веру во Христа своею жизнию и мученическою смертию. Следую примеру боговдохновенного повествователя и соблюдая заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых.
    Первыми по времени были записи и сказания о святых мучениках. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, кои мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на сердца язычников, что не редко сами мучители, видя безропотность своих жертв, обращались к христианству. Таким образом кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана, семенем новых христиан. Точно записывая дни кончины святых мучеников, христиане собирались в эти дни для празднования их памяти. "Замечайте дни, - писал своему клиру святой Киприан Карфагенский, - в кои умирают исповедники Христовы, чтобы мы имели возможность праздновать памяти их вместе с памятями мучеников". С этою целью в Церкви христианской были особые писцы, которые записывали все, что происходило с христианами в темницах и судилищах. Таковых писцов, как известно, во время первых же гонений на христиан поставил в различных округах Рима святой Климент. Не смотря на то, что языческое правительство угрожало этим писцам смертною казнию, записи продолжались беспрерывно во время гонений на христиан. Эти записи, в коих можно находить иногда подробные сведения о вопросах судей-мучителей и ответах на них страдальцев, известны под названием мученических актов. Среди таких актов встречаются целые судебные дела, составленные во время самого суда над мучениками. Это копии с оффициальных судебных протоколов, которые христиане за дорогую цену приобретали у язычников.
   После прекращения жесточайших гонений на Церковь, среди христиан возсияли великие подвижники, прославившиеся - кто кто учением и проповеданием Слова Божия, кто святостью своей жизни и наставлением других в добродетелях, кто постом и добровольным умерщвлением тела и страстей, кто другими различными трудами и деяниями. Как страдания мучеников христианских были тщательно и подробно описываемы для назидания последующих поколений христиан, так и труды сих новых подвижников не оставлены были в забвении. Появился новый ряд церковных повествований об угодниках Божиих. Эти повествования мы находим, кроме некоторых церковно-исторических сочинений, в различных более или менее кратких сборниках, каковы патерики (отечники - книги об отцах), синаксари (сборники) и т.п. Ряд греческих патериков составился в продолжении IV - XI веков. Наиболее известные из них: 1) Великий Лимонарь (от греч. - луг) Египетский, до нас не сохранившийся, из которого произошли патерики Скитский и Азбучный (изречения святых старцев); 2) Лавсаик, повествующий о Египетских подвижниках, жития коих описал в V веке очевидец епископ Палладий для правителя Каппадокии Лавса; 3) История Боголюбцев, т.е. Сирийских подвижников, составленный Феодоритом Киррским (+ 457 г.); 4) Собеседование (или Диалог), содержащее повествование о жизни и чудесах Италийских подвижников; Собеседование написано около 593 г. святым Григорией Великим, который был назван по сему труду Двоесловом, и через 165 лет после того переведено на греческий язык; 5) Луг духовный, заключающий в себе изречения, чудеса и подвиги преподобных отцов Палестины, Египта и Сирии, собранные монахом Иоанном Мосхом (+ 622 г.).
   Все перечисленные памятники - акты мученические, сборники сведений о подвижниках и другие - и послужили основанием для месяцесловов, синаксарей и Миней-Четьих, т.е. расположенных по месяцам чтений о жизни и подвигах святых.

img


   Редакция сайта благодарит издательство преподобного Максима Исповедника за предоставленные тексты. Полную электронную версию двенадцатитомника "Жития святых" можно найти на сайте издательства.



        Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет        Радиостанция Радонеж

Контакт | Theme.orthodoxy.ru | В защиту жизни: Где и как прервать беременность
 
Избранные жития святых