Избранные жития святых
в изложении
Свт. Димитрия Ростовского

Повествования и записи о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников, различными подвигами угодивших Богу, существуют в Церкви христианской с первых времен ее бытия. Начало сим повествованиям было положено св. евангелистом Лукою, описавшим в книге Деяний Святых Апостолов подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя нашего и других Его последователей. Несколько ранее сего святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь поминать своих наставников, запечатлевших веру во Христа своею жизнию и мученическою смертию. Следую примеру боговдохновенного повествователя и соблюдая заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых.

Первыми по времени были записи и сказания о святых мучениках. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, кои мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на сердца язычников, что не редко сами мучители, видя безропотность своих жертв, обращались к христианству. Таким образом кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана, семенем новых христиан. Точно записывая дни кончины святых мучеников, христиане собирались в эти дни для празднования их памяти. "Замечайте дни, - писал своему клиру святой Киприан Карфагенский, - в кои умирают исповедники Христовы, чтобы мы имели возможность праздновать памяти их вместе с памятями мучеников". С этою целью в Церкви христианской были особые писцы, которые записывали все, что происходило с христианами в темницах и судилищах. Таковых писцов, как известно, во время первых же гонений на христиан поставил в различных округах Рима святой Климент. Не смотря на то, что языческое правительство угрожало этим писцам смертною казнию, записи продолжались беспрерывно во время гонений на христиан. Эти записи, в коих можно находить иногда подробные сведения о вопросах судей-мучителей и ответах на них страдальцев, известны под названием мученических актов. Среди таких актов встречаются целые судебные дела, составленные во время самого суда над мучениками. Это копии с оффициальных судебных протоколов, которые христиане за дорогую цену приобретали у язычников.

После прекращения жесточайших гонений на Церковь, среди христиан возсияли великие подвижники, прославившиеся - кто кто учением и проповеданием Слова Божия, кто святостью своей жизни и наставлением других в добродетелях, кто постом и добровольным умерщвлением тела и страстей, кто другими различными трудами и деяниями. Как страдания мучеников христианских были тщательно и подробно описываемы для назидания последующих поколений христиан, так и труды сих новых подвижников не оставлены были в забвении. Появился новый ряд церковных повествований об угодниках Божиих. Эти повествования мы находим, кроме некоторых церковно-исторических сочинений, в различных более или менее кратких сборниках, каковы патерики (отечники - книги об отцах), синаксари (сборники) и т.п. Ряд греческих патериков составился в продолжении IV - XI веков. Наиболее известные из них: 1) Великий Лимонарь (от греч. - луг) Египетский, до нас не сохранившийся, из которого произошли патерики Скитский и Азбучный (изречения святых старцев); 2) Лавсаик, повествующий о Египетских подвижниках, жития коих описал в V веке очевидец епископ Палладий для правителя Каппадокии Лавса; 3) История Боголюбцев, т.е. Сирийских подвижников, составленный Феодоритом Киррским (+ 457 г.); 4) Собеседование (или Диалог), содержащее повествование о жизни и чудесах Италийских подвижников; Собеседование написано около 593 г. святым Григорией Великим, который был назван по сему труду Двоесловом, и через 165 лет после того переведено на греческий язык; 5) Луг духовный, заключающий в себе изречения, чудеса и подвиги преподобных отцов Палестины, Египта и Сирии, собранные монахом Иоанном Мосхом (+ 622 г.).

Все перечисленные памятники - акты мученические, сборники сведений о подвижниках и другие - и послужили основанием для месяцесловов, синаксарей и Миней-Четьих, т.е. расположенных по месяцам чтений о жизни и подвигах святых.

Благодарим издательство преподобного Максима Исповедника за предоставленные тексты. Полную электронную версию двенадцатитомника "Жития святых" можно найти на сайте издательства.