Астрология

Добро и зло в астрологии
или, что такое астропсихология?

Как астрологи относятся к Е.П. Блаватской?

"Блаватская сыграла огромную роль в увеличении интереса к астрологии в странах Запада. В своих работах она последовательно проводила мысль о том, что астрология - это неотъемлемая часть сокровенной мудрости всех эпох и народов". (Новая астрологическая энциклопедия)

В контексте данной темы наибольший интерес представляют следующие высказывания Блаватской:

"...лишь естественно рассматривать Сатану, Змия в книге бытия как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества" (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина)

"Сатана, когда его перестанут рассматривать в суеверном, догматическом и, лишенном истинной философии, духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного - божественного Человека". (Там же)

Помимо названия "теософия", такой образ мыслей еще называется сатанизмом. Насколько близко подобное мировоззрение современной астрологии?

Один из астрологов, оказавший сильное влияние на астрологию в XX веке Д. Радьяр был почитателем Блаватской, цитировал и разделял ее взгляды:

"Теософское мировоззрение вполне может быть положено в основу новой психологии, - возможно, пятой психологической школы... Сто лет тому назад Е.П. Блаватская дала нам новый взгляд на вещи: широкую оккультную картину циклов и уровней бытия. Она воплотила ее в форме, доступной пониманию современного ей коллективного разума западной культуры". (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

Другой известный астролог Алан Лео, которого называют "отец современной астрологии", был теософом и в 1915 г. основал Астрологическую ложу Теософского общества. Книга Алана Лео "Эзотерическая астрология" содержит множество цитат из "Тайной доктрины".

Наша современница, астролог Элис Хоувел: "Мэри Бейкер Эдди, Анна Бонус Кингсфорд и Елена Блаватская были первыми женщинами второй половины XIX в., которые серьезно посвятили себя внецерковному изучению метафизических проблем, не боясь преследований за свои убеждения".

Сатанизм Блаватской не мешает астрологам быть ее почитателями, в первую очередь потому, что им близки ее взгляды. Британский астролог Грегори Санто: "К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.)

Рассмотрим, далее, отношение к добру и злу в христианстве и астрологии.

"Все, сущее и бывающее в мире, трояко есть, именно, - добро, зло и среднее... В делах человеческих ничего не должно почитать существенным добром, кроме одной душевной добродетели, которая искреннею верою приводя нас к Богу, понуждает непрестанно прилепляться к этому неизменному Добру. И напротив, ничего не должно почитать злом, кроме одного греха, который отделяя нас от благого Бога, связывает со злым диаволом. Среднее есть то, что может быть относимо к той или иной стороне, судя по качеству и расположению пользующегося тем, как то: богатство, власть, почесть, телесная сила, здоровье, красота, самая жизнь или смерть, бедность, немощность плоти, напраслины и прочее сему подобное, что по качеству и расположению пользующегося может служить или к добру или ко злу". (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Добротолюбие, т. II)

"Бог, сотворив человека самовластным, как независтный (всещедрый) и благий, доставил ему возможность, если захочет, угождать Богу. Угодно же Богу то, чтобы в человеке не было зла. Ибо, если люди хвалят хорошие дела и добродетели святой и боголюбивой души, а дела срамные и злые осуждают, не тем ли паче - Бог, хотящий спасения человеку?" (Прп. Антоний Великий. Добротолюбие, т. I)

В соответствии с приведенными цитатами Блаватской, астрология смотрит и на вопрос о добре и зле.

"Теневая, неразвитая, низшая, темная, "злая" сторона должна быть признана и принята... эти архетипы встречаются внутри нас как тень или Демон. Вот почему Астрология, соединенная с психотерапией, путем распознания природы этих архетипических сил может указать на идеальный способ лечения". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.)

"В конце концов, мы осознаем - то, чего мы более всего страшимся, является нашим лучшим другом. Если мы сможем убедить себя поцеловать лягушку, то мы трансформируем ее уродство в красоту, и она перестанет беспокоить нас". (Там же)

Вот и вся астропсихология в двух словах. Что делать человеку, которого гороскоп рождения наделил самыми негативными качествами?

"Задача в первую очередь состоит в раскрытии нашего истинного паттерна, который символизируется Гороскопом. И во-вторых, в согласовании себя с этим паттерном". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.)

"Никакая часть, ничего в карте не должно рассматриваться как "плохое" или вредное". (Д. Радьяр. Астрология как карма йога)

Подобное суждение о добре и зле имел идейный вдохновитель современной астрологии психолог К.Г. Юнг: "Добро и зло утрачивают свой абсолютный характер, и мы вынуждены признать, что и то, и другое, суть суждения". (Поздние мысли: миф, тайна, душа)

А теперь сравним это с цитатой Антона Ла-Вея, основателя "церкви сатаны": "Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры... Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний".

Другой сатанист Алистер Кроули, называвший себя "Зверем 666", имел следующий девиз: "Делай, что хочешь - таков весь закон".

Можно заметить, что астрологическое учение о добре и зле, или, что то же, о том, каким должен быть человек, близко к сатанизму. Только, в отличие от последнего, имеющего мрачный и отталкивающий образ, астрология представляется то наукой, то психологией, то древней мудростью.

Допустим, к астропсихологу пришел человек с жалобой, что он часто испытывает, например, гнев или желание изменить своей супруге. Астролог, составив натальную карту, вполне может сказать ему, что в этом нет ничего удивительного, тем более, плохого, поскольку такие свойства характера вытекают из его гороскопа. И не нужно с этим бороться, т.к. деление на добро и зло - условность, принятая обществом, а гороскоп является его космической программой развития. Даже если бы он не был таким, ему следовало бы им стать, чтобы соответствовать своей карте рождения и быть самим собой.

Астрологическое учение, по-видимому, одинаковое к добру и злу, по сути легализует зло, снимает с человека чувство вины за плохие поступки и открывает путь к т.н. свободе.

Д. Радьяр: "...чувство вины мешает попыткам самотрансформации человека, попыткам достичь более высокого или более широкого участия в социальной (или универсальной) жизни". (Д. Радьяр. Планеты и личности)

Здесь Радьяр говорит, что чувство вины или совесть тормозят человека на пути самосовершенствования. Христианство рассматривает совесть, как искру и голос Божий в человеке, помогающий ему отличать добро от зла. Совесть и порождаемое ей чувство вины если и можно назвать тормозящими "самотрансформацию", то только если под последней понимать не развитие, а деградацию. Если бы у людей не было совести, мир давно бы перестал существовать. К этому, в пределе, и ведет астрология. Можно заметить, что в ней пороки, осуждаемые обществом, преподносятся как "эволюционные шаги", а понятиям вроде самопознания и развития присвоен совершенно противоположный смысл. Это напоминает практику оккультных инициаций, когда адепту, чтобы повысить свой уровень, нужно совершить определенный безнравственный поступок.

С точки зрения Евангелия, путь духовного развития человека состоит в очищении сердца от страстей через исполнение новозаветных заповедей, которые являются не отвлеченными нравоучениями, данными с неизвестной целью, а свойствами Бога: "будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6. 36). "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф. 11. 28-30)

Таким образом, соблюдая заповеди Евангелия, человек нравственно уподобляется Богу и приобретает душевные качества, необходимые для наследия вечной жизни. Справедливо и обратное: нарушая заповеди, человек удаляется от Бога и уподобляется Его врагу - дьяволу. Не трудно понять к каким плодам приводит идеология относительности зла и его допустимости, и из какого источника она происходит. Бог сообщает Свою благодать людям, понуждающим себя к заповедям и сопротивляющимся возникающим внутри негативным движениям. То же самое делает и падший дух: сообщает свою силу в обмен на грех, на нарушение заповедей. Так он борется с Богом, которому не может ничего сделать, кроме как заставить Его творение - человека - служить себе и исполнять свою падшую волю. Как писал Ф.М. Достоевский: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей".

Астрологи, слыша это, начинают иронизировать над "отсталыми и зашоренными попами", но от таких насмешек, учение, содержащееся в астрологических книгах, никуда не исчезает и не изменяется. Астрология объявляет зло неотъемлемой частью человека, которую не нужно подавлять. Он освобождается от обязанности бороться со злом в себе, при этом мня, что растет духовно и уже стал не "якоже прочии человецы" (Лк. 18. 11). Растет, но в каком направлении?

Любой контакт с астрологами и даже поверхностное увлечение астрологией могут губительно сказаться на человеке:

"... даже если клиент не готов к данному моменту времени, тем не менее посредством проведения по символам в его подсознание будет введена истина. Затем, когда он станет готов, возможно, многими годами позднее, это зерно прорастет и войдет в сознание". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)

"...лечебный эффект на людей оказывает именно магия, через изучение Астрологии или индивидуальные консультации". (С. Арройо. Практика и профессия астролога)

"...вид помощи может сильно отличаться от того, какой предполагал клиент до встречи с вами". (Д. Радьяр. Практическая Астрология)

В последней цитате слово "помощь" следует понимать в свете всего изложенного. Придя к астрологу, человеку будет введена "истина" в подсознание, истина в астрологическом понимании. Иногда может случиться и такое:

"[Клиент] будет хлопать глазами и говорить: "А я не понимаю, что со мной, у меня крыша едет, вы со мной поработали, а я пойду завтра и повешусь! Вы уверены, что я не повешусь?" Вы должны быть готовы к этому тексту и иметь на него какой-то ответ". (А. Подводный. Лекции астрологам о психологии)

"Оккультное знание неумолимо изменяет всякого, кто решится на его восприятие. Оно изменяет человека целиком и полностью". (К. Сельчонок. Астропсихология)

Это горькая правда, подтверждение которой можно видеть на многих оккультистах. Приобщившись оккультному знанию, человек становится не способным к пониманию христианства. Евангельские события видятся ему в искаженном и перевернутом виде. Новозаветные заповеди, отображающие свойства Бога, вызывают у него неприязнь и пренебрежительную усмешку. Евангелие становится для такого человека закрытой книгой, открыть которую может только Бог через искреннее покаяние человека.